Акцент — консалтинговая компания

Акцент: опыт, который выгодно использовать. Команда опытных юристов решает задачи, которые ставите вы.

Ваша миссия — это наша миссия. Именно поэтому мы предлагаем наиболее профессиональные услуги на рынке бухгалтерского учета. А вы получаете профессионализм, честность и надёжность.

Одни мечтают об изменениях. Другие — осуществляют их. Наша компания — профессиональный инструмент для изменения вашего бизнеса.

Отдам бухгалтера в другую компанию

Привлечение сторонних специалистов для организации и ведения бухгалтерского, налогового и управленческого учета может быть обусловлено как желанием руководителя компании иметь более квалифицировано составленную отчетность или нежеланием это делать самостоятельно, так и необходимостью усиления контроля хозяйственной деятельности и улучшения показателей эффективности.

Считается, что в России рынок аутсорсинга только развивается, однако прогнозируемые в 2008 году 4 млрд долл его объема говорят сами за себя.

За рубежом в компаниях выше среднего услуги по ведению полного цикла бухгалтерского учета широкого распространения не получили. Там на аутсорсинг часто передается расчет зарплаты, проверка счетов, их выставление и т. д. В России же предпочитают отдавать всю бухгалтерию. Крупный бизнес все чаще выделяет в своей среде централизованную бухгалтерию (см. «ЭЖ» № …), что называется, передает на инсорсинг.

Малый и средний бизнес обращается во внешние специализированные компании, оказывающие такого рода услуги, то есть, аутсорсинг.

Используют аутсорсинг и некоторые холдинги или средние компании, имеющие территориально распределенную структуру.

Аутсорсинг или передача ряда функций внешнему провайдеру обеспечивает:

  • снижение затрат;
  • возможность сконцентрироваться на решении стратегических задач;
  • улучшение контроля;
  • рост показателей.

 

Последний фактор, к примеру, выработка на одного сотрудника, важен для публичных компаний и работающих на внешнем рынке. Чем он выше, чем выше эффективность основного производства, тем выше капитализация компании. Вывод части функций и сотрудников из собственной компании делает ее инвестиционно более привлекательной.

Типовой проект для распределенной компании

Аутсорсер, принимая от компании, имеющей распределенную структуру, функции по ведению учета и составлению отчетности, организует на собственной методологической и ресурсной базе центр бухгалтерского обслуживания. Перед ним обычно ставят задачи сделать учет более эффективным за счет унификации и введения единообразных учетных процедур во всех структурах, усилить операционный контроль и сократить расходы. При этом в обязанности аутсорсера вменяется формирование отчетности и не только бухгалтерской и налоговой, но подчас и управленческой.

Справиться с этими задачами можно при наличии информационной системы.

К ней у компании тоже существует ряд требований.

К примеру, она должна позволять вести учет нескольких балансовых единиц по различным видам деятельности и подключать их новые виды, интегрироваться с имеющимися уже в компаниях системами.

Аутсорсер приступая к работе, проводит обычно аудит системы бухгалтерского и управленческого учета, разрабатывает унифицированные порядок и регламенты учетной работы.

При этом проводится оптимизация количества персонала. Некоторых сотрудников специализированная компания принимает к себе на работу, проводит их аттестацию, обучение.

Насущные вопросы малого бизнеса

Даже самой маленькой компании необходимо решать задачу «постановки» и ведения учета. Но либо у ее руководителя не хватает знаний для этого, либо нет возможности нанять квалифицированного специалиста, либо держать штатного главного бухгалтера дорого. Причины могут быть разными. Приходится заниматься всем самому, вести записи в тетради, что отражается на качестве учета. Время, потраченное на отражение финансово-хозяйственной деятельности, бывает соизмеримо со временем, необходимым непосредственно для управления ею.

Покупка информационной бухгалтерской системы привлекает далеко не каждого руководителя малой компании и предпринимателя.

Отчасти это зависит от понимания проблемы вообще, отчасти от способности разобраться на рынке программных продуктов. И это еще один из аргументов, почему руководители обращают свой взор на компании, оказывающие услуги по ведению учета.

На рынке как на рынке

Однако, справедливости ради, надо отметить, что не все компании, «попробовав аутсорсинг на вкус», остались им довольны. Он требует тщательного выбора компании, способной обеспечить качество услуг. И тут, кроме необходимого профессионализма, не последнюю роль играет человеческий фактор: небрежное, формальное отношение к делу, ведение учета нескольких компаний, высокая загруженность специалистов, нарушение сроков предоставления информации и сдачи отчетов. К тому же никто не застрахован от совершения ошибок, к сожалению, методологических. Все это риски компании, решившей передать бухгалтерию на аутсорсинг.

Сдерживает развитие рынка аутсорсинга в значительной степени также несовершенство законодательной базы и боязнь руководителей компаний утраты конфиденциальности. Отношения между компаниями строятся на основе договора на оказание услуг. Тщательно прописанные его положения и доверительные отношения между компаниями помогут снизить риски и повысить прозрачность деятельности компании, что в свою очередь способствует развитию бизнеса.

Комментарий специалистов

Татьяна Румянцева,
компания Energy Consulting/Business Servise:

Два год назад взяли на аутсорсинг организацию и последующее оказание на регулярной основе услуг по ведению бухгалтерского и кадрового учета в крупном холдинге, который состоял из управляющей компании и 15-ти управляемых организаций. Через четыре месяца после начала проекта реально выпустили первый комплект отчетности. Общая численность персонала (бухгалтеров и кадровиков) сокращена на 20%. Сегодня мы обслуживаем три холдинга, а это уже более 30 компаний. Перевод учетных функций во внешнюю компанию сопряжен с изменением деятельности сотрудников. Людям сложно объяснять проблемы переходного периода, это требует различного рода затрат: финансовых, временных, эмоциональных.

Были описаны соответствующие бизнес-процессы «как есть» и «как должно быть», что позволило масштабировать систему и принимать новых клиентов.
Территориальная распределенность компаний — проблема, пожалуй, самая серьезная. Решили ее следующим образом. Установили на местах терминалы.
Все необходимые документы сканируются в компаниях, а электронный образ документов передается для обработки аутсорсеру. «Первичка» остается на предприятия, руководство за нее не беспокоится, а учет ведется по электронным копиям документов. База данных видна как в компаниях, так и в центре обработки.

Это один из возможных способов оказания аутсорсинговых услуг. Он достаточно популярен в России. Использование информационных технологий позволяет минимизировать время на передачу и обработку информации.

Виктория Карманова,
к.э.н., компания «Тактика-Аудит»

Передавая на аутсорсинг ведение бухгалтерского и налогового учета, руководитель зачастую не совсем представляет себе, каким образом будут решаться процедурные вопросы взаимодействия между двумя компаниями.

К примеру, при проведении налоговой проверки могут возникнуть спорные ситуации, которые повлекут штрафные санкции. Разрешение споров, связанных с методологией бухгалтерского и налогового учета, должна брать на себя специализированная компания, вопросы, касающиеся деятельности заказчика, не являются ее компетенцией.

Возникают и принципиальные вопросы, обусловленные действующим законодательством. Так, например, разработка учетной политики или наличие подписи главного бухгалтера на денежных и расчетных документах, когда главным бухгалтером выступает специализированная компании. Требует ответа также вопрос, кто должен создавать первичные документы, исходящие из компании. Поэтому при заключении договора на аутсорсинг важным вопросом является перечень услуг, которые желает получить заказчик. От этого зависит и стоимость услуг по ведению бухгалтерского учета, а также от количества видов деятельности, объема документации, оборотов заказчика.

Проблема самой специализированной компании по ведению бухгалтерского учета связана с персоналом, точнее с записью в трудовой книжке сотрудников. Представить, что в одной компании несколько главных бухгалтеров трудно, тем более что в трудовой книжке невозможно указать какого именно предприятия, так как печать будет стоять только компании аутсорсера.
Людмила Лебедева, компания «Глори-Эккаунт»:

Чтобы получить необходимую руководителю информацию, необходимо построить систему управленческого учета, который предназначен не только для оперативного управления, но и для построения перспективы в будущее. Поэтому организации, которые приходят к нам на аутсорсинг бухгалтерских услуг, нередко обращаются с проблемами управленческого учета. Это происходит после установления между нами дружественных доверительных отношений. В итоге:
Обращаясь к профессионалу, компания приобретает знания, которые кто-то уже получил. Нет необходимости в обучении собственных сотрудников или себя самого для того, чтобы, как минимум, понять, что же я хочу.

Нет зависимости от сотрудника, что нередко приводит к «шантажу» руководителя. Я, мол, много знаю, куда ты денешься, дашь все, что я хочу. Специализированная компания в этом смысле выглядит лучше, поскольку проблемы со своими сотрудниками решает самостоятельно, да и заработную плату платит им сама, а не «заказчики» непосредственно.

Дешевле. За счет совместного использования на разных проектах одних и тех же сотрудников, техники, офисных помещений, обслуживающего персонала, достигается экономия, которая позволяет предложить конкурентную цену. Если к этому добавить то, что в штате предприятия-заказчика будет отсутствовать дополнительный сотрудник, то, как следствие, не возникнет обязательство по уплате налогов на заработную плату.

К сведению

Аутсорсинг (Outsoursing — outside resource using) — использование внешних ресурсов

Он родился в США в начале 1900-х годов первоначально в сфере юридических услуг. По данным независимых исследователей, объем мирового рынка аутсорсинга сравним с объемами рынков автомобилестроения, электроники и фармацевтики. Прогнозируется рост его объема к 2009 году до 170 млрд долл.
Американский профессиональный институт аутсорсеров составляет топ-100 мировых компаний. В первых рядах этих списков стоят компании, оказывающие информационно-технологические услуги, например, компания IBM. Значительную долю представляет финансовый и кадровый аутсорсинг. Передаются на аутсорсинг также такие функции как питание людей, уборка помещений, различные виды транспортировки и др.

О российском рынке аутсорисинга консолидированная информация о практически отсутствует. Даже ведущие отечественные рейтинговые компании не включают его в свои исследования.